www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Характер Донателло

Скульптор Донателло. Фрагмент статуи в Уффици, Флоренция / www.donatelo.ru О личности великого скульптора Донателло сохранилось мало сведений. Известно, что о себе Донателло был мнения высокого, не унижался перед властителями церковными или светскими. Патриарху, главе католической церкви в Венеции, скульптор заявил: «Я патриарх в своем искусстве, как вы в вашем».

Огромная слава и богатство не изменила его простого образа жизни. По свидетельству Веспасиано да Бистиччи, подаренный ему Козимо Медичи великолепный красный плащ он не носил даже в праздничные дни чтобы не «казаться неженкой».

Вазари писал, что «он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе», а деньги хранил в корзине, повешенной у дверей мастерской, оттуда приятели и ученики брали сколько им было нужно. Маттео дельи Органи, друг Донателло писал в 1434 г, что он был «человеком, который довольствовался любой скромной пищей и вообще был неприхотлив».

Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого «царя Ниневии», для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: «У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды».

Будучи человеком, не искушенным в материальных делах, Донателло вступил в компанию с Микелоццо.

Характер у Донателло был непростой, он часто затягивал завершение заказов, нередко отказывался от выполнения своих обязательств, когда они были ему не по душе, не придавал большого значения общественному положению заказчика. Такая свобода поведения была возможна в республиканской Флоренции, но уже в XVI веке была скорее исключением, так как художники стали зависимы от двора Медичи.

Брунеллески адресовал своему другу Донателло шуточную эпиграмму в форме мадригала предположительно, в связи с конфликтом, возникшим при оформлении Старой сакристии Сан Лоренцо, но также то стихотворение подтверждает, что у Донателло было множество восторженных поклонников и что он гордился своими достижениями:

«Скажи мне, Донато, положа руку на сердце,
Кто из льстецов тебе милее,
Тот ли, кто трубит изо всех сил,
Или тот, кто еще сильнее бьет в литавры?
Но ты, столь гордый
Множеством своих побед,
Вели болтунам умолкнуть
И спокойно твори.
Тогда ты соберешь пригоршнями
Самые ценные похвалы,
Ибо, делая то, в чем твое призвание,
Для блага своего будешь ты творить».