www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Статуя Святого Евангелиста Марка, скульптор Донателло (1411-1413)

Первый период творчества. Ранние скульптуры Донателло (1408-1433)

Статуя Святого Марка. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Около 1408 года во Флоренции были начаты работы по украшению ниш наружных фасадов церкви флорентийских цехов Ор Сан Микеле статуями святых — покровителей цехов, к которым был привлечен и молодой Донателло, а также Нанни ди Банко (статуи Св. Элигия, ок. 1411-1414, Св. Филиппа, ок. 1412-1414, группа «Четверо святых», ок. 1414-1416), и Гиберти (статуя Иоанна Крестителя, 1414).

В 1411-1412 годах Донателло исполнил статую Святого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Ор Сан Микеле, которая и поныне украшает предназначенную для нее нишу. Согласно документальным свидетельствам, она была создана мастером почти одновременно с статуей сидящего Иоанна Богослова (1408-1415), но в художественном отношении значительно превосходит статую для Дуомо.

Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм и направлений, а также водрузил статую Евангелиста на плоскую подушку. Несмотря на то, что статуя находится в нише, она сразу привлекла внимание современников суровой выразительностью, внутренней силой образа, Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.

Бородатый Евангелист изображен с книгой в руке, задумчивый, отмеченный прикосновением Божественного Духа.

Фигура Марка необычайно пропорциональна, устойчива и монументальна, возможно, впервые после античных мастеров была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Вся тяжесть слегка изогнутого тела покоится на правой ноге, левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, обрисовывая рельеф ноги, все длинное старинное одеяние полностью подчинено фигуре, подчеркивая его положение - спокойное, исполненное достоинства. Все в этой фигуре весомо и материально - и тяжесть тела, и мускулистые руки, и пластичность ткани одежды.

Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был Св. Марк, можно поверить и его Писаниям».

В статуях пророков Донателло особенно подчеркивал их характерные черты, живые и естественные. Сосредоточенный взгляд Святого Марка полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение, в облике Евангелиста ярко выявлено стремление Донателло воплотить реальный, в то же время и возвышенно героический образ.