www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Кантория (кафедра для певчих) Донателло для флорентийского собора (1433-1439)

Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)

Кантория флорентийского собора. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru В 1431 г. строительная комиссия флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре заказала молодому скульптору Лука делла Робиа большую певческую трибуну (канторию) над входом в северную сакристию собора. Два года спустя была заказана еще одна кантория — над входом в южную сакристию — в пару к первой, вернувшемуся во Флоренцию Донателло.

Отличающееся по качеству исполнения разные фигуры путти свидетельствуют об активном участии в создании кантории разных помощников - кроме Микелоццо, предполагают участие и некоторых флорентийских мастеров, перенявших стиль Донателло, как, например, Мазо ди Бартоломео или Будджиано. Вероятно, перед началом работы Донателло сделал набросок и изготовил и модель, а затем руководил созданием кафедры, причем более активное участие он принимал в работе над правой частью балюстрады, она выполнена с большим мастерством.

В целом знаменитая кантория (кафедра для певчих) во флорентийском соборе, украшенная рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов (т.н. «путти») является одним из величайших шедевров Донателло.

Эту работу высоко оценил П. Муратов:

«Даже скульпторам лучшей поры Греции не удавалось подчинить такому гениально стройному ритму исступление танца. Целое море жизненной силы должно было кипеть в художнике, создавшем эти фигуры. Поистине железными кажутся нам его руки, удержавшие в строгих и связанных между собою формах выплеснутые в мир хаотические волны движения».

Мощные консоли несут мраморную балюстраду кантории, украшенную мозаикой и позолотой. За колоннами изображен уникальный мраморный рельеф, изображающий языческое ликование хоровода упоенно пляшущих крылатых младенцев-путти - излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Изображая фигуры в самых разнообразных позах и движениях, он сознательно увеличивает число точек соприкосновения, что вносит в композицию особую естественность и живость. В пляске путти у Донателло есть победоносный, героический размах.

При сравнении канторий Луки делла Роббиа бросается в глаза гораздо большая свобода выполнения именно у Донателло. Он потому не придавал ему излишне тщательной отделки и полировки, чтобы не нарушить цельности общего впечатления и свежести.

Хотя до Донателло путти изображали многие мастера, нигде и никогда они не занимали столь видного места, как на балюстраде кантории. Во многом благодаря именно этому рельефу на месте средоточия общественной жизни города, донателловские путти стали одним из символов неомраченной радости жизни эпохи Возрождения. В 1686 кантория Донателло была заменена, в разобранном виде хранилась долгое время во дворе музея Барджелло, позже была перенесена в Музей собора, где находится и поныне.