На раннем этапе творчества Донателло пробовал себя в разных направлениях. Вероятно, около 1412-1413 (или 1415-1425 года) он вырезал из дерева «Распятие», ныне хранящееся во флорентийской церкви Санта Кроче.
В нем прослеживается сходство с аналогичным по тематике рельефом его учителя Гиберти на вторых дверях флорентийского баптистерия.
Христос изображен с сильным мускулистым телом, но лицом недостаточно выразительным для Донателло. В нем ярко отразилась донателловская манера, стремящегося расширять свой творческий поиск, все дальше отходя от принятых традиций.
Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу авторства Донателло и времени создания деревянного «Распятия», хотя большинство склоняются, что в нем присутствуют характерные для раннего Донателло признаки.
Эта работа Донателло упоминается дважды в источниках XVI века, а также Вазари приводит анекдот, достоверность которого подвергают сомнению. Будто скульптор показал сразу после завершения работу своему близкому другу Филиппо Брунеллески, но тот дал посредственную оценку деревянному «Распятию», его слишком правдоподобному облику: «Крестьянин на кресте». Считается, что после этого Брунеллески создал свое «Распятие» из Санта Мария Новелла.