Предполагается, что именно Донатело создал первый скульптурный портрет Флорентийского Возрождения, изваяв бюст Никколо да Уццано (или Удзано), хотя в его авторстве многие ученые сомневаются, причем предполагают, что на самом деле это бюст Цицерона. Несомненно, в бюсте отчетливо прослеживается влияние античной портретной пластики.
Никколо да Уццано был выдающимся общественным деятелем, лидером оппозиционной партии семейству Медичи, банкиром, Флорентийцы долгое время ревниво относились к портрету, опасаясь выдвижения отдельных личностей из гражданского коллектива, и то, что изображение Никколо да Уццано встречается в фресках церкви Санта Мария дель Кармине, Палаццо Медичи-Риккарди, церкви Сант Эджидио, а впоследствии и в мемориальных нишах Галлереи Уффици, свидетельствует о глубоком уважении сограждан и признании его важной роли в жизни города.
Скульптура вырезана из терракоты и раскрашена в стиле классической римской традиции. Мастер с необыкновенным умением передал духовную жизнь и характер своего героя. Драпировки античного одеяния ниспадают пышными складками.
Бюст был создан в 30-е годы XV столетия, Никколо умер в 1433 году. В 1985 году бюст прошел цикл реставрационных работ, после которых вновь засиял первозданной чистотой красок.